ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Э. Бучумова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, научный руководитель Н. И. Чинякова

Социальный прогресс всегда основывается на возможностях членов общества проявлять активную, творческую позицию. Именно творчество обеспечивает эволюцию социума, а направление данного движения определяется ценностными ориентирами и уровнем культуры граждан. Следовательно, обществу необходим человек, стремящийся создавать что-то новое, социально-положительное, прогрессивно-созидательное. Это особо актуально для образовательной сферы, которая реализует указанные требования среди детей и юношества, когда человек переживает наиболее благоприятный период для формирования личностных качеств.

Современная психология подразделяет деятельность людей на два вида: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Данные разновидности функционирования имеют свои особенности: репродуктивная деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Результатом же творческого поведения является создание новых образов или действий. Для реализации этого мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт индивида, он также комбинирует, творчески перерабатывает и создает из его элементов нечто новое. Именно такая творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. По определению Л. С. Выготского, именно «воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество» [1, с. 8].

Реализация процесса воображения обеспечивает выполнение волевых действий и всегда происходит в неразрывной связи с памятью, мышлением и эмоциональными переживаниями человека. По справедливому утверждению А. Г. Маклакова, «воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения» [3, с. 67].

Наукой процессы воображения различаются по степени произвольности. Произвольное воображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. Произвольное воображение подразделяют на следующие разновидности:

– воссоздающее воображение, проявляющееся тогда, когда человеку необходимо воспроизвести представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию;

– творческое воображение, характеризующееся тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно, намечая контуры формируемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

У людей воображение развито по-разному, в связи с чем, оно и различно проявляется в их деятельности. Степень его развития характеризует яркость образов и глубина изменений данных прошлого опыта, а также новизна и осмысленность результатов этой переработки. Высокий уровень развития воображения обычно встречается у людей, занимающихся творческим трудом: музыкантов, писателей, художников, ученых. К таковым необходимо причислить и учителей, особенно если они преподают учебные предметы, связанные с искусством, например, музыкой, поскольку здесь присутствует синтез творческого начала, реализуемого в педагогической и художественной деятельности. В связи с этим учителям необходимо знать основы развития воображения у детей.

Ребенок не рождается с развитым воображением. Становление воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в будущем могут служить материалом для создания образов воображения. Данное понятие в контексте развивающего обучения рассматривали многие ученые (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Ф. Т. Михайлов и другие), что говорит о его актуальности для педагогической сферы. По мнению А. Г. Маклакова, «воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами» [3, с. 72]. Продолжая данную мысль, автор выделяет этапы в развитии воображения человека:

• Первые образы воображения ребенка всегда связаны с его ведущей деятельностью – игрой.

• На следующем этапе развития воображения ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Игры ребенка становятся целенаправленными и сюжетными.

• Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника [3, с. 74].

Творческое функционирование способна осуществлять творческая личность, которая обладает присущими ей особенностями. А. Н. Лук к таковым относит готовность к риску, импульсивность, упорство, настойчивость, целенаправленность, взыскательность, способность оперировать с нечётко определёнными понятиями и т. д. К перечисленным качествам ученый причисляет и смелость воображения, что говорит не только о присутствии данной способности, но и об уровне ее развития, позволяющем мыслить неординарно, нестандартно [2, с. 12].

Способность к творческой деятельности, по мнению Л. С. Выготского, складывается не сразу, а медленно и постепенно развиваясь из более простых форм в более сложные [1, с. 50]. При реализации воображения, из всего множества его связей с действительностью, автор выделяет четыре основные формы отношений фантазии и реальности:

1. Творческая деятельность воображения «находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека». Чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство. Из этого делается вывод: чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт.

2. Творческая деятельность воображения не воспроизводит «воспринятое в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации». Благодаря этому воображение становится средством расширения опыта человека, поскольку он может вообразить то, чего не воспринимал зрительно, слухом и т. д., может выходить далеко за пределы своего собственного опыта, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.

3. Суть третьей формы заключается «в эмоциональной связи между деятельностью воображения и реальностью». Те эмоции, которые вызываются художественными фантастическими образами из книг или театральной постановки, совершенно реальны и переживаются по-настоящему глубоко и серьезно.

4. Четвертая форма сводится к тому, что «фантазия, воплотившись в вещи, начинает реально существовать». Здесь для акта творчества задействуются и интеллектуальный, и эмоциональный фактор, так как творчеством человека движет как мысль, так и чувство [1, с. 50-51].

Изложенное демонстрирует целевую направленность процесса развития воображения, сочетающую в себе реализацию всех приведенных форм отношений, что повышает эффективность творческого совершенствования личности. Здесь также важно учитывать из чего складывается формируемое качество.

Творческий потенциал личности по отношению к обучающимся, с точки зрения Я. А. Пономарева, включает следующие компоненты:

– эмоциональный – характеризующий эмоциональное отношение учащегося к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее;

– мотивационный – выражающий заинтересованность и активность участия школьника в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации;

– волевой – характеризующий способность школьника к не-обходимой саморегуляции и самоконтролю: качества внимания, самостоятельность, способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности;

– интеллектуальный – выражающийся в оригинальности, гибкости мышления, легкости ассоциаций, в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов, в уровне развития специальных способностей;

– духовно-нравственный – характеризующий способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни.

«Названные компоненты творческого потенциала взаимно связаны между собой и с целостной его структурой» [4, с. 17]. В контексте сказанного неслучайно, Л. С. Выготский рассматривая творчество, подчеркивает необходимость «проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства» [1, с. 38].

Процессы развития воображения и творчества личности взаимодополняют друг друга; могут эффективно реализовываться с раннего детства, чему особо способствует обращение к различным видам искусства; являются актуальными для современной системы образования и социума в целом.

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Ярошевского. − М. : Педагогика, 1987. – 344 с.

2. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 127 с.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. − СПб. : Питер, 2003 – 585 с.

4. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1987. – 198 с.

Добавить комментарий